В связи с новым витком моего интереса к древней истории (точнее, я так своеобразно готовлюсь к школе - освежаю воспоминания для будущих конспектов) вспомнилось мне какой своеобразный преподаватель был у нас по истории Древней Руси: человек высокообразованный, знающий много интересных фактов, разбирающийся в научной и художественной литературе и так далее. Были у него и минусы, но сейчас не об этом. Многие мои однокурсники - да и "послекурсники" - жаловались на него, что он очень любил с подробностями рассказывать как кого казнили, пытали и многое другое. Да, и это было. Но сейчас как-то с высоты прожитых лет по прошествии определенного срока начинаю понимать, что он нам устраивал своего рода инициацию, может быть даже не осознавая это (а может и осознавая, говорят, он отличался знанием восточной философии, в том числе и методов восточных единоборств): мол, история - сложная наука, где не только романтика, принцы и тому подобное, но и кровь, готовы ли вы к этому?
Отдельного внимания заслуживает его манера подачи таких вот веселеньких фактов. При полном отсутствии юмора в ситуации он умудрялся рассказать так, что это вызывало если не смех, то разбавляло мрачную атмосферу события или даже рассматриваемой эпохи в целом. Приведу два примера.
1. Рассказывая о византийской версии смерти князя Игоря (казнь путем привязывания к деревьям): "Был один Игорь, стало два".
2. Павел I обратился к заговорщикам по-французски: "Не убивайте меня, пожалуйста!" Видимо плохо попросил...

Ко всему сказанному хотелось бы напомнить о значении черного юмора для людей вообще: подобная манера изложения кровавых расправ, произошедших в истории лично мне сильно напомнила карнавальное отношение к смерти и, соответственно, времена, когда люди стремились либо обсмеять смерть (согласитесь, странно бояться того, над чем постоянно смеешься), либо побрататься с нею. И многие мои товарищи, несмотря на жалобы, достигали этого эффекта - история уже не казалось сплошными страницами жестоких смертей и вообще полнейшей безысходностью. Более того - думаю, таким образом наш сэнсэй именно продолжал древнюю традицию и заставлял увидеть жизнь и смерть именно с позиции древних людей (я думаю, вряд ли в те времена все поголовно видели свою жизнь такой мрачной, какой она нам представляется).